Сумерки, на горизонте за моей спиной разливается ярко-розовый насышенный закат - цвет предвещает ночной мороз, который уже ощущается в воздухе по тому, как стынут пальцы на ногах мороз схватывает лоб и нос. Розовые отблески падают на слегка пипорошенное снегом поле под паром. И дальше в небо сквозь перистые облака просвечивает розовое - чем дальше, тем болье отливающее сиреневым, а потом свинцово-фиолетовым. Кобыла подо мной дергается, почувствовав, что я отвлеклась, а когда удерживаю ее от броска вперед наперегонки с впереди идущей лошадью, всхрапывает и качает головой, прося повод. Я вынужденно сажусь в седле ровно. Тут уже почти темно. По сторонам медленно тянется поле, покачивается замерзший чабрец, полынь и какие-то неизвестные мне злаки, соцветия на мощных длинных стеблях. С высоким, переходящим в стоны карканьем носятся одна за другой две птицы, предположительно вороны. Холод заковывает тело в тесный обруч. Сквозь облака уже проступает бледный полумесяц. Кобыла прядет ушами - ей не нравится тащиться в этой бесконечной ленте всадников. Я сдерживаю лошадь и позволяю догнать остальных рысью. Она выпрыгивает на проезжую дорогу, ноги ее расползатся по льду, что ненадолго сдерживает ее пыл. Ленивая лягучая кобыла под  Чайка Джонатан догоняет нас на шагу, даже не пытаясь сменить аллюр. Снова спуск, снова кажущиеся в сумерках черными расплывчатыми сгустками соцветия и снова мы бредем через поле. И вот, наконец, выворачиваем в село. Лениво тявкают собаки, жмущиеся ради тепла к серым избам, оскльзываются неподкованные лошади, а я думаю лишь о том, как бы не дернулась кобыла подо мной - я не чувствую уже не только стоп, но и коленей, так что, если соскользну, так и останусь лежать на покрытой инеем траве.
Эта картина представится моему внутреннему взору через пару лет, если у меня спросят, как мне понравилось в Марий Эл.
Марий Эл - редкостная по степени марийскости местность. В столице Марий Эла Йошкар Оле на столбах через один висит обращение к марийскому народу на ту тему, что местные ведьмы травят автора обращения и ее дочь за то, что те более сильные ведьмы. С требованием травлю прекратить по угрозой геноцида населения. Какой опасный город. Поэтому в нем я не стала задерживаться, а поехала дальше. В 30 км от города существует село Чкарино, в котором, в свою очередь когда-то существовала неплохая школа верховой езды, а теперь - туристический комплекс. Комплекс состоит из гостиницы, общежития, столовой и конюшни.
Конюшня отличная. Насколько я поняла, некоторые лошади там после спорта, но большая часть - родившиеся уже там и выезженные там же. Нагрузка на них более, чем гуманная. Разве что надо отметить, что уже двухлетки работают, что рановато, на мой взгляд. Под всадника ее можно ставить года в полтора, и сколько остается? Я ездила на коблые 2006 года (а я девушка не хрупкая), это 2 года ей в самом лучшем случае. И сколько ее выезжали, спрашивается? Тем не менее, лошади в хорошем состоянии, здоровые, не зумаченные. Для меня это в таких мероприятиях самое главное, потому что от езды на несчастном, уже ничего не соображающем от скотской жизни животном не получаешь ни малейшего удовольствия, а скорее терзаешься муками совести. Встречаются норовистые лошади (вернее, одна, но это не от тяжелого прошлого, как часто бывает, а просто от молодости, дурости и наглости - так что меня только радует Чего не могу сказать о  Чайка Джонатан, которую в первый же день и в первый же раз, когда она ездила верхом, посадили на дурную кобылу и та таскали ее по полю галопом. Надо отметить что когда она вернулась - замученная и в ужасе от злобной кобылы, которая "понесла", я тихо посмеивалась только - ну что значит понесла... проскакала галопом небось два метра. А потом мне дали эту кобылу... для меня до сих пор загадка, что заставило посадить на нее человека, который до того ни разу не сидел в седле. В общем, с обеспечением безопасности там так себе. Туристам, кажется, даже не проводят элементарный инструктаж на тему: "сзади не подходить, приближаться к лошади слева" и тому подобное, впрочем, возможно, я что-то упустила. Хотя 3 падения за 5 дней не так и много. Думаю, что летом там прекрасно - речки, поля, леса... в ноябре же был совершенно дивный готический пейзаж, описанный выше.
Гостиница. Ну что ж, не может не радовать, что мы оказались там с Чайкой вдвоем без бесплатного приложения в виде старшей чайкиной дочери. Двухкомнатный номер оказался весьма условно двухкомнатным и его едва хватало на двоих. Хотя в целом для российской глубинки и гостиницы, даже не претендующей на звезды, в высшей степени прилично. На самом деле у меня не было бы ни малейших претензий к данному заведению, имейся там заварной чай или хотя бы возможность получить дозу кипятка в любое время суток. Даже русский бильярд хорошо выровнен и с неразбитыми лузами.
Длинными вечерами мы с Чайкой делали клипы по ГП на бардовские песнопения, едили в Йошкар Олу кататься на коньках и ужинать, и все бы хорошо, если бы, споив меня, подлая Чайка не обнаружила следы моего темного прошлого. Воспользовавшись ситуацией, она сделала компрометирующие фотографии, которые пыталась использовать с целью шантажа. Ввиду данных обстоятельств официально заявляю, что на шантаж не поддамся, а в случае публикации фотографий и последующего ареста намереваюсь сопротивляться до последней авады!